Главная \ Права пациента

Права пациента

ЛП 02,04,

ПАМЯТКА ПАЦИЕТУ - ВОПРОСЫ К СТОМАТОЛОГУ

    Обращаясь за стоматологической помощью, каждый пациент должен знать о том какими правами он обладает и какие обязанности приобретет, заключив договор на оказание стоматологических услуг. Появилось огромное количество частных кабинетов и клиник. В принципе, это только хорошо. Люди стали иметь возможность выбирать, где им лечить свои зубы. В районной поликлинике, с возможными очередями и хамством или в платной, где их за деньги оближут с ног до головы. Я считаю это очень хорошей альтернативой, если бы не одно но – количество негосударственных учреждений оказывающих стоматологические услуги в одной только Москве просто огромно. Предложение превысило спрос. Хоть население Москвы и растет, но все же не такими темпами как развитие частной стоматологии. Мощности стоматологов Москвы стали таковы, что можно вылечить зубы всех жителей по два раза. Частные клиники столкнулись с серьезной проблемой – поиск клиентов. Надо же как-то зарабатывать, а главное на ком-то, иначе вся коммерция прогорит.                                                                                                         

  Одной из самых актуальных проблем в стоматологии является проблема некачественного лечения зубов и защита прав пациентов. Последствиями некачественно оказанной медицинской услуги могут быть не оправдавшие себя затраты со стороны пациента или нанесение вреда его здоровью. И в том и в другом случае претензии должны предъявляться стоматологической клинике. В настоящее время доля претензий к стоматологическим клиникам составляет более 40% от общего объема исков по качеству медицинской помощи. При возникновении конфликта со стоматологической клиникой пациент, как правило, вынужден для защиты своих прав обращаться в суд и, если претензия обоснована, тот взыскивает с клиники сумму компенсации за полученные неудобства   В первую очередь будет не лишним узнать, какими законами регулируются отношения между пациентом, стоматологической клиникой и врачом-стоматологом, возникающие с момента обращения в клинику.  Каждая стоматологическая клиника имеет администратора, и пациент, впервые обратившийся в эту клинику, сразу идет к нему. Администратор отвечает на интересующие вас вопросы относительно лечения.

Права пациента

Вы имеете право быть на приеме у Вашего стоматолога в зарезервированное Вами время.

Вы имеете право спросить во время приема у Вашего стоматолога об альтернативных методах лечения, разъясненных в доступной для Вашего понимания форме , а так же о преимуществах и недостатках каждого метода.

Вы имеете право знать об уровне образования и профессиональной подготовке Вашего стоматолога и стоматологического персонала. Вы имеете право знать о стоимости и объеме вашего лечения до начала лечения.

Вы имеете право знать, что обслуживающая Вас команда специалистов заботится о Вашей безопасности и полностью соблюдает инфекционный и стерилизационный контроль.

Вы имеете право спросить Вашего стоматолога о возможных осложнениях во время и после лечения и методах их предотвращения.

Вы имеете право быть уверенным, что Ваш доктор и весь персонал клиники соблюдают профессиональные и этические нормы поведения.

Вы должны иметь право записаться на прием к стоматологу исходя из Вашего собственного выбора. Гарантии на лечение Вопросы установления гарантийных обязательств в стоматологии имеют некоторые особенности, по сравнению с другими видами услуг. Так, например, стоматологическая клиника вправе самостоятельно устанавливать гарантийные сроки и срок службы на оказанную стоматологическую услугу или на стоматологическую конструкцию (протез, коронка). При этом следует понимать, что решение об установлении гарантийных сроков принимается с учётом общего состояния здоровья пациента и некоторых других факторов. Так, периодически, в стоматологической практике возникает двоякий вопрос: либо произвести удаление зуба с дальнейшим протезированием, либо попытаться восстановить зуб с применением светоотверждаемых материалов. Т.е. врач и пациент стоят перед выбором: либо произвести более дорогостоящее лечение (например, с изготовлением и установкой металлокерамических коронок) либо, прибегнув к более дешёвому варианту, восстановить зуб пломбой без гарантии. Причиной отказа в установлении гарантии в последнем случае является большой риск утраты и повторного повреждения восстановленного зуба. Кроме этого, стоматологические клиники практикуют и уменьшение гарантийных сроков. Предоставление гарантийных сроков менее длительных, чем предусмотрено в гарантийном обязательстве может быть обусловлено наличием у пациента хронического заболевания, не позволяющего достичь необходимого лечебного эффекта. Необходимо подчеркнуть, что согласие пациента на медицинское вмешательство означает лишь реализацию его права обладать информацией для принятия решения о вмешательстве, и вовсе не означает освобождение исполнителя медицинской услуги от ответственности за ненадлежащее ее оказание. Другими словами, если пациент согласился на вмешательство, это еще не означает, что лечебное учреждение с этого момента не несет ответственности за последствия лечения; в данном случае подлежат применению общие правила об ответственности за ненадлежащее лечение. Использовать “анестезию в обязательном порядке”, по моему мнению, тоже не следует. Если ничего не болит, обезболивание теряет смысл. А вот риск развития аллергической реакции остается. Учитывая тот факт что, получая платную услугу, пациент, по сути, является её потребителем - к таким правоотношениям применимы и некоторые положения Закона о защите прав потребителей. Итак, основными нормативными правовыми актами, регулирующими правоотношения пациента и стоматологической клиники, являются: Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-I; Гражданский кодекс РФ; Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей". В любом современном договоре имеются указания на то, какими правами наделены стороны договора, и какие обязанности они несут. Наличие и прав и обязанностей у каждой из сторон обусловлено невозможностью в полной мере реализовать права одного участника сделки без выполнения обязательных действий по договору. При этом, реализуя, например права пациента, обязанности возникают не только у стоматологической клиники и лечащего врача, но и у самого пациента. Так для качественного оказания стоматологической услуги (что является обязанностью стоматолога), достижения желаемого состояния здоровья, пациент, со своей стороны, обязан чётко выполнять рекомендации врача (например, использовать специальную зубную пасту, мазь, воздержаться от употребления в пищу некоторых продуктов и т.д). Одним из пунктов договора на оказание стоматологической помощи, как правило, является обязательство пациента наиболее полно проинформировать лечащего врача о своём состоянии здоровья. Доказательством тому служит имеющаяся в каждой стоматологической клинике так называемая анкета (карта общего состояния здоровья пациента). В названной анкете пациенту предлагается ответить на вопросы о наличии или отсутствии хронических заболеваний, аллергии и некоторых особых состояниях здоровья (например, имеется вопрос для женщин о наличии беременности). Однако даже аккуратно заполненная анкета полностью не решает задачи информирования врача обо всех необходимых факторах имеющих значение для проведения лечения. И в этом случае всё находится именно в руках пациента. Практикующие врачи (и не только стоматологи) давно пришли к выводу, что не возможно в одной анкете отразить весь имеющийся перечень заболеваний, при которых необходимо корректировать методику стоматологического лечения. В этом случае пациент сам должен понимать важность предоставления всей необходимой врачу информации о своем здоровье.

Вывод: Обращаясь к стоматологу нужно помнить и сообщать врачу обо всех своих хронических заболеваниях, аллергии на медицинские препараты, других особых состояниях - беременность, пройденное в недалёком прошлом стационарное или хирургическое лечение, другие факты, имеющие отношение к состоянию здоровья. В этом случае исчерпывающее информирование врача обо всех заслуживающих внимание фактах поможет получить качественную стоматологическую услугу.

Следовательно, точное и ответственное выполнение пациентом своих обязанностей по договору об оказании стоматологических услуг это не только условие договора, но и долг каждого пациента перед самим собой. Если Вы хотите лечить зубы только в платной клинике, но еще не знакомы с врачом и боитесь произвола, сходите на осмотр в свою районную поликлинику, суньте врачу шоколадку и попросите очень тщательно посмотреть Ваш рот и дать точную информацию о нуждающихся в лечении зубах. Если сам поход в районную поликлинику Вас убивает, то зайдите на осмотр в другую платную поликлинику (в некоторых клиниках осмотр бесплатный, поищите такую) и затем «сравните показания». Так Вы проверите, обманывают Вас или нет. Правда встает другой вопрос, как проверить, кто обманщик, если результаты осмотра не сойдутся? Существует так же много рассказов и про не стоматологические фирмы. Так многие врачи, переходя с места на место, тянут за собой и всех своих пациентов. Поэтому при приеме на работу врача в частную структуру, очень желательно наличие своей клиентуры. Если же у врача нет верных пациентов, а клиника не в силах предоставить ему своих, то единственное что остается делать, так это вцепляться зубами в случайно забежавшего больного и доить его до тех пор, пока он доится. Иначе сам останешься голым и голодным. 

 Поэтому призываем  Вас снова, тщательнее выбирайте себе врача, от него зависит Ваше здоровье.

Оставить заявку
Оставьте заявку, мы перезвоним и проконсультируем вас:
Адрес:
мкр. Железнодорожный, ул. Лесопарковая, дом 4, пом.1
График работы:
ПН-ВС с 09.00 до 20.00